ГОСТ Р 55052-2012 Гранулят старого асфальтобетона. Технические условия, ГОСТ Р от 09 ноября 2012 года №55052-2012

Технология устройства оснований дорожной одежды из асфальтогранулята. Объемный вес асфальтогранулята

 

 

 

ГОСТ Р 55052-2012 Гранулят старого асфальтобетона. Технические условия, ГОСТ Р от 09 ноября 2012 года №55052-2012

ГОСТ Р 55052-2012

Группа Ж18

ОКС 93.080.20ОКП 079000

Дата введения 2013-07-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве" (ФАУ "ФЦС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2012 г. N 705-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского стандарта ЕН 13108-8:2005* "Смеси битумные. Технические условия на материал. Часть 8. Регенерированный асфальт" (EN 13108-8:2005 "Bituminous mixtures - Material specifications - Part 8: Reclaimed asphalt", NEQ), а также в части методов расчета показателей свойств битума в асфальтобетонной смеси на основе гранулята - ЕН 13108-1:2006 "Смеси битумные. Технические условия на материал. Часть 1. Асфальтобетон" (EN 13108-1:2006 "Bituminous mixtures - Material specifications - Part 1: Asphalt Concrete", NEQ)________________* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.

 

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕПравила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на гранулят старого асфальтобетона (далее - гранулят), предназначенный в качестве материала при строительстве и ремонте автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц, площадей и других сооружений, и устанавливает типы и основные параметры, технические требования, методы контроля, требования безопасности и охраны окружающей среды, правила приемки, транспортирования и хранения, гарантии изготовителя.Область применения, характеристики и содержание гранулята определяются нормативными документами на смеси органоминеральные и асфальтобетонные на основе гранулята (далее - смеси), а также технологическими регламентами на виды работ, которые предусматривают повторное использование старого асфальтобетона.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условияГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требованияГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасностиГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасностиГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиямиГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условияГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытанийГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытанийГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условияГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условияГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглыГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шаруГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытанийГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидовГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условияПримечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 гранулят старого асфальтобетона: Продукт, полученный в результате холодного фрезерования асфальтобетонных покрытий или дробления асфальтобетонного лома и последующего грохочения.

3.2 асфальтобетонный лом: Куски асфальтобетона размером более толщины ремонтируемого покрытия.

3.3 агрегатный состав: Состав гранулята по содержанию и крупности агрегатов (комков асфальтобетона).

3.4 смеси органоминеральные и асфальтобетонные на основе гранулята: Искусственные смеси гранулята, минеральных материалов и битумных вяжущих (вязких или жидких битумов, вспененных битумов, дорожных эмульсий, битумных паст и др.) с добавлением минеральных вяжущих или без них.

3.5 органическое вяжущее: Вяжущее, выделенное из гранулята или из асфальтобетонной смеси методом экстрагирования по ГОСТ 12801.

3.6 инородные примеси: Включения чужеродного происхождения, присутствующие в общей массе гранулята.

4 Типы и основные параметры

4.1 Гранулят в зависимости от крупности характеризуют максимальным размером агрегатов , наибольшим и наименьшим размерами зерен минеральной части, а также, при необходимости, половиной суммы наибольшего и наименьшего размеров зерна. Наименьший размер зерен минеральной части гранулята допускается не определять, условно приняв его значение равным 0.

4.2 Условное обозначение гранулята при заказе и поставке должно отражать его крупность в миллиметрах и иметь вид:

.

Пример условного обозначения гранулята

.

4.3 Гранулят классифицируется по содержанию инородных включений. Примеси строительного мусора, не относящиеся к старому асфальтобетону, принято подразделять на две группы:

1 - неорганические материалы, такие как бетон, цементный раствор, металл, кирпич, керамика, стекло;

2 - синтетические материалы, куски древесины и различные пластмассы.

4.4 По содержанию инородных примесей гранулят принято относить к следующим категориям: - содержание примесей группы 1 не превышает 1% и группы 2 не более 0,1%; - содержание примесей группы 1 не превышает 5% и группы 2 не более 0,1%.Допускаются другие категории гранулята по виду и содержанию примесей, декларируемые поставщиком.

5 Технические требования

5.1 Гранулят должен соответствовать требованиям настоящего стандарта и требованиям технологических регламентов и стандартов на смеси, предусматривающих повторное применение старого асфальтобетона.

5.2 Агрегатный состав гранулята характеризуется содержанием агрегатов крупнее 5; 20; 40 и 80 (70) мм, что должно оговариваться в договоре на поставку.

5.3 Зерновой состав минеральной части гранулята характеризуется содержанием зерен крупнее 5, мельче 0,63 и 0,071 мм.Допускается характеризовать зерновой состав минеральной части гранулята типом асфальтобетона в зависимости от содержания щебня (гравия) в соответствии с ГОСТ 9128:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А -

с

содержанием

зерен

крупнее

5

мм

св.

50%

до

60%;

Б -

"

"

"

"

"

"

"

40%

"

50%;

В -

"

"

"

"

"

"

"

30%

"

40%;

Д -

"

"

"

"

"

"

менее 30%.

5.4 Выделенные из гранулята фракции минеральных зерен должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267 для щебня и гравия, ГОСТ 8736 - для песка, ГОСТ 31424 - для обогащенного и фракционированного песка, ГОСТ Р 52129 - для минерального порошка, и требованиям стандартов на смеси с их применением.

5.5 При применении гранулята в органоминеральных и асфальтобетонных смесях в количестве более 10% необходимо определять глубину проникания иглы при температуре 25 °С и температуру размягчения органического вяжущего, выделенного из старого асфальтобетона методом экстрагирования.

5.6 Содержание органического вяжущего в грануляте определяют и декларируют в процентах от массы его минеральной части.

5.7 Гранулят в поставляемой партии должен быть однородным по составу. Однородность гранулята характеризуется коэффициентом вариации содержания определяющего компонента, который оказывает наибольшее влияние на качество смеси. Определяющим компонентом гранулята в зависимости от области применения может быть агрегатный состав, щебень (фракция 5-20 мм), песок (фракция 0,071-5 мм), минеральные зерна размером менее 0,071 мм или органическое вяжущее.

5.8 Допускается оценивать однородность гранулята пределами варьирования его свойств в каждой партии. Перечень и значения показателей однородности гранулята устанавливают в договоре на поставку.

5.9 Коэффициент вариации содержания определяющего компонента в партии гранулята, предназначенного для приготовления органоминеральных и асфальтобетонных смесей, должен быть не более 0,25. Требуемая однородность достигается перемешиванием гранулята в штабеле.

6 Требования безопасности и охраны окружающей среды

6.1 При применении гранулята должны соблюдаться общие требования безопасности по ГОСТ 12.3.002 и требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004.

6.2 По характеру вредности и степени воздействия на организм человека гранулят относится к малоопасным веществам в соответствии с классом 4 опасности по ГОСТ 12.1.007. При разогреве гранулята нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу устанавливают по ГОСТ 17.2.3.02.

6.3 Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в грануляте не должна превышать значений, установленных ГОСТ 30108.

7 Правила приемки

7.1 Приемку гранулята проводят партиями.

7.2 При приемке и отгрузке гранулята партией считают количество материала одного и того же состава. Объем партии устанавливают в зависимости от области применения гранулята, но не более 2000 т. Допускается перемешивание гранулята одного вида при хранении на складе.

7.3 Количество поставляемого гранулята определяют по массе.В договоре на поставку указывают расчетную влажность гранулята по согласованию с потребителем и поставщиком.При отгрузке в вагоны или автомобили гранулят взвешивают на железнодорожных или автомобильных весах. Массу гранулята, отгружаемого на суда, определяют по осадке судна.

7.4 Для проверки соответствия качества гранулята декларированным требованиям проводят приемо-сдаточные испытания. Результаты испытаний приводят в документе о качестве гранулята.

7.5 Каждая партия отгруженного гранулята сопровождается документом о качестве, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и результаты приемо-сдаточных испытаний, в том числе:- наименование и адрес поставщика;- наименование и адрес потребителя;- дату отгрузки;- массу гранулята;- условное обозначение гранулята в соответствии с настоящим стандартом и декларируемые показатели его качества;- удельную эффективную активность естественных радионуклидов.При выполнении полного комплекса работ одной организацией (фрезерование или разборка асфальтобетонных слоев покрытия, транспортирование, дробление, сортировка и применение гранулята) вышеперечисленные данные должны отражаться в журнале (на бумажных или электронных носителях). Ответственный за ведение журнала назначается приказом или распоряжением по организации.

7.6 Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия гранулята предъявляемым требованиям, соблюдая методы отбора проб и испытаний, указанные в настоящем стандарте.

8 Методы контроля

8.1 Общие положения

8.1.1 Пробы гранулята взвешивают в воздушно-сухом состоянии (состоянии естественной влажности) с погрешностью до ±0,1% массы, если в методе испытаний отсутствуют другие указания.

8.1.2 Результаты испытаний рассчитывают с точностью до второго десятичного знака методом округления. Расхождения между результатами параллельных определений не должны превышать допустимых для метода испытания.

8.1.3 Методы испытаний гранулята и извлеченных из него материалов должны соответствовать ГОСТ 12801 для гранулята, ГОСТ 8269.0 - для щебня и гравия, ГОСТ 8735 - для песка, ГОСТ Р 52129 - для минерального порошка, ГОСТ 11501 и ГОСТ 11506 - для битумов.

8.2 Отбор проб

8.2.1 Для определения состава и свойств гранулята отбирают не менее пяти проб от партии материала. Минимальное число проб отбирают из расчета одной пробы на каждые 500 т испытываемого гранулята.Допускается проводить испытание объединенной пробы, составленной из нескольких точечных проб, в соответствии с ГОСТ 8269.0. Масса объединенной пробы должна соответствовать условиям проводимых испытаний.

8.2.2 Точечные пробы гранулята отбирают совком из штабеля в местах, расположенных равномерно по поверхности склада, и из лунок глубиной 0,2-0,4 м. Лунки размещают в шахматном порядке на расстоянии не более 10 м друг от друга. Масса точечной пробы должна быть не менее 5,0 кг.

8.2.3 Перед испытанием пробу гранулята тщательно перемешивают и сокращают методом квартования. При квартовании пробы (после ее перемешивания) конус материала разравнивают и делят взаимно перпендикулярными линиями, проходящими через центр, на четыре части. Две любые противоположные четверти отбирают для пробы. В результате последовательного квартования сокращают пробу в два, четыре раза и т.д. до получения образца требуемой массы.

8.3 Определение агрегатного состава гранулята

8.3.1 Агрегатный состав определяют в результате рассева пробы гранулята на стандартном наборе сит для щебня по ГОСТ 8267.

8.3.2 За максимальный размер агрегатов принимают наименьший размер отверстий стандартного сита в миллиметрах, сквозь которые проходит 100% гранулята.

8.4 Определение состава гранулята

8.4.1 Состав гранулята определяют методами по ГОСТ 12801, которые заключаются в определении содержания органического вяжущего и зернового состава минеральной части.

8.4.2 Средний состав гранулята определяют в результате лабораторных испытаний не менее пяти точечных проб методом экстрагирования или другими стандартными методами.

8.4.3 Средний состав гранулята определяют как среднеарифметическое результатов лабораторных испытаний по формуле

, (1)

где - значение показателя в -й пробе; - число испытанных проб в партии гранулята.

8.4.4 Среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации содержания отдельных компонентов в партии вычисляют по формулам:

, (2)

. (3)

8.5 Определение свойств органического вяжущего

8.5.1 Образцы органического вяжущего, извлеченного из старого асфальтобетона, приготавливают в результате отгонки растворителя из очищенного от мелких минеральных частиц экстракта, полученного при определении состава гранулята методом экстрагирования. Растворитель отгоняют из экстракта органического вяжущего на песчаной бане либо на ротационном испарителе, а колбы с остатком высушивают при температуре (105±5) °С в термостате или в вакуумном термостате.

8.5.2 Свойства составленного органического вяжущего (глубину проникания иглы при температуре 25 °С и температуру размягчения) допускается определять расчетным методом по приложению А.

8.6 Содержание инородных примесей в грануляте определяют выделением их по характерным признакам аналогично определению содержания зерен слабых пород в щебне (гравии) в соответствии с ГОСТ 8269.0.

8.7 Влажность гранулята определяют в соответствии с ГОСТ 8735.

9 Транспортирование и хранение

9.1 Гранулят перевозят автомобильным, железнодорожным и водным транспортом в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте конкретного вида.

9.2 Гранулят хранят в штабелях высотой не более 2 м в условиях, предохраняющих его от слеживания и загрязнения.

9.3 Срок хранения гранулята не ограничен.

10 Гарантии изготовителя

Изготовитель гарантирует соответствие качества гранулята требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

Приложение А (рекомендуемое). Расчет показателей свойств битума в смеси, содержащей гранулят

Приложение А(рекомендуемое)

А.1 Общие сведенияПредставленные методы расчета глубины проникания иглы при температуре 25 °С и температуры размягчения органического вяжущего допускается применять при использовании вязких дорожных битумов в смесях с добавками гранулята.

А.2 Расчет глубины проникания иглы при температуре 25 °СУсловную вязкость битума в смеси, содержащей гранулят, рассчитывают по формуле

, (А.1)

где - расчетная глубина проникания иглы вяжущего в смеси, содержащей гранулят; - глубина проникания иглы выделенного из гранулята вяжущего; - глубина проникания иглы добавляемого в смесь битума;

и - массовые доли вяжущего из гранулята и добавляемого битума в смеси; 1.Пример - 20; 90; 0,25; 0,75.;

62.Глубину проникания иглы вводимого в смесь битума и выделенного из гранулята вяжущего определяют в соответствии с ГОСТ 11501.

А.3 Расчет температуры размягчения битумаТемпературу размягчения вяжущего в смеси рассчитывают по формуле

, (А.2)

где - температура размягчения выделенного из гранулята вяжущего; - температура размягчения добавляемого в смесь битума;

и - массовые доли вяжущего из гранулята и добавляемого битума в смеси соответственно; 1.Пример - 62 °С; 48 °С; 0,25; 0,75.0,25·62 + 0,75·48 = 51,5 °С.Температуру размягчения вводимого и выделенного из гранулята битума определяют по ГОСТ 11506.Электронный текст документаподготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2013

docs.cntd.ru

Крошка асфальтовая вес |

Крошка асфальтовая весОбеспечение нашей крупнейшей компанией, занимающейся вопросами дорожно-строительных работ и обработкой материалов для дальнейшего его дробления в Москве и области, потребностей в асфальтовой крошке, щебне и отсеве, делает возможным оформлять заказы на поставку на условиях самовывоза или путем использования наших машин.

Как добывается

Сам этот материал получается при дроблении старых покрытий из асфальта. В результате образуется крошка с остатком битума и щебневых фракций и песка. Самое лучшее и дешевое средство для покрытий въезда перед гаражом, в частном секторе, на территории дворов и подъезда к ним. Этот материал обладает большей плотностью так, что крошка асфальтовая вес будет при том же объеме, что и песок иметь его большее значение. А это обеспечивает и лучшую его укладку. После нее достаточно автомобилям проехать по нему несколько раз, как материал приобретает плотность настоящего асфальта. Вода, атмосферные осадки для такого материала совершенно не опасны. Битум крепко соединяет состав этого покрытия, особенно жарким летом, размягчаясь при высокой температуре, а это только служит на пользу материалу, обеспечивая более длительную его службу.

Решение для дорог

Крошка от асфальтового покрытия является прекрасным способом для решения проблем дачников, связанных с плохими дорогами. Щебень, перестояв зиму, к весне размывается, все требуется начинать сначала, вплоть до уборки грунта. Но он не дешевый вариант и каждый год производить траты на его приобретение – очень дорогое удовольствие. Здесь на помощь приходит продаваемая нашей компанией на вес асфальтовая крошка, имеющая очень низкую цену, практически на порядок. В таких ситуациях это оптимальное решение, доступное любому дачному хозяйству, да и частному лицу.

Как определиться

Для таких ситуаций, как частное применение этого материала требуется правильно определить нужный его объем. Для этого используется простейшая формула, при которой площадь поверхности требующей засыпки множится на коэффициент 0,2, что и даст, в итоге нужное количество асфальтовой крошки в кубических метрах.22Асфальтовая крошка вес 1 м3 равен примерно 1,4 тонны. Из этих параметров и нужно исходить, рассчитывая заказ под необходимый объем. Зачем это нужно? Большинство поставщиков считают этот груз в тоннах. И цена за него также идет в расчёте за тонну. Правильный учет веса поможет определить необходимый объем асфальтовой крошки и оценить свои затраты. Такой подход удобен для индивидуальных заказчиков.

www.nssm.ru

Технология устройства оснований дорожной одежды из асфальтогранулята.

Асфальтогранулят типов А1 и А2 применяют для устройства оснований и покрытий дорожных одежд автомобильных дорог III категории и ниже и соответствующих им категорий городских улиц и до- рог, а также объектов благоустройства по Пособию 3.03.01 к СНиП 2.05.02, Пособию П1 к СНиП 2.05.02, ТКП 45-3.03-3 и ТКП 45-3.02-6.

Асфальтогранулят типов А2 и А3 применяют для расклинцовки щебеночных оснований до- рожных одежд автомобильных дорог и объектов благоустройства по Пособию 3.03.01 к СНиП 2.05.02, СНиП 3.06.03, ТКП 45-3.03-3 и ТКП 45-3.02-6, а также для других видов дорожных работ (укрепление обочин автомобильных дорог, откосов земляного полотна грунтогранулятом и т. п.). Примечание — Допускается использование асфальтогранулята типа А1 для расклинцовки щебеночных осно- ваний дорожных одежд автомобильных дорог при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Количество асфальтогранулята для расклинцовки слоев щебеночных оснований и покрытий автомобильных дорог устанавливают по СНиП 3.06.03. Асфальтогранулят типа А3 применяют для приготовления органо-минеральных смесей по СТБ 1345. Асфальтогранулят всех типов используют для приготовления щебеночно-гравийно-песчаных смесей путем смешения со щебнем по ГОСТ 8267 или смесями песчано-гравийными по ГОСТ 23735 до получения смеси с гранулометрическим составом по ГОСТ 25607. Асфальтогранулят всех типов используют для приготовления ремонтных смесей, используе- мых для устранения мелких деформаций и повреждений асфальтобетонных покрытий автомобиль- ных дорог и объектов благоустройства (заделка выбоин, просадок, ямочности) по . Асфальтогранулят всех типов применяют для приготовления битумоминеральных смесей и литого асфальта по СТБ 1257 и бетонов на органогидравлических вяжущих по СТБ 1415. Проекти- рование составов смесей и бетонов производят по СТБ 1257 и СТБ 1415 с учетом количества имею- щегося органического вяжущего, а также зернового состава минеральной части асфальтогранулята. Контроль качества уплотнения оснований и покрытий дорожных одежд автомобильных дорог и объектов благоустройства, выполненных из асфальтогранулята, а также оснований дорожных одежд автомобильных дорог, расклинцованных асфальтогранулятом, осуществляют по СТБ 1501, а также СНиП III-10 и ТКП 45-3.02-7. Контроль качества органо-минеральных смесей, а также бетонов на органогидравлических вяжущих, приготовленных с использованием асфальтогранулята, производят по СТБ 1115 на соот- ветствие требованиям СТБ 1345 и СТБ 1415. Контроль качества литого асфальта и битумоминеральных смесей, приготовленных с ис- пользованием асфальтогранулята, осуществляют по СТБ 1257.

Технология строительства дорожной одежды с применением шлаковых и доломитовых материалов.

При конструировании дорожной одежды со слоями из шлака необходимо учитывать, что шлаковый щебень из высокоактивных и активных шлаков можно использовать для устройства покрытий на дорогах IV-V категории и для оснований (из улучшенных и неулучшенных шлаков) дорог II-IV категорий. Щебень неустойчивой структуры из активных шлаков можно использовать только для устройства оснований, а щебень из малоактивных шлаков неустойчивой структуры - после приобретения ими устойчивой структуры.

Для повышения монолитности и прочности слоев из кислых малоактивных шлаков с модулем основности 1 менее 1 следует к шлаковому щебню предусмотреть добавку мелких частиц из активных шлаков и 2-3 % гашеной взвести или молотого гранулированного шлака в количестве 20-25 % от массы щебня. Для устройства слоев дорожных одежд, которые должны обладать улучшенными прочностными и деформационными качествами, нужно применять шлаковый щебень, обработанный органическими и минеральными вяжущими.

Модуль основности Мо - соотношение (в процентах) основных и кислых окислов:

56.

Кислые металлургические шлаки целесообразно обрабатывать каменноугольными дегтями, которые обладают более высокими адгезионными свойствами, чем нефтяные битумы. Их можно обрабатывать также битумной эмульсией с известью, активной золой уноса и т.д.

cyberpedia.su

Оценка влияния количества асфальтогранулята и технологии его подачи на свойства приготавливаемых асфальтобетонных смесей

Оценка влияния количества асфальтогранулята и технологии его подачи на свойства приготавливаемых асфальтобетонных смесейД.С. Черных, Д.А.Строев, Д.В. ЗадорожнийВ настоящее время в РФ актуален вопрос использования новых дорожно-строительных материалов, получаемых с использованием переработанного старого асфальтобетона (асфальтогранулята) для устройства покрытий и оснований дорожных одежд, что вызвано увеличением цен на битум и другие составляющие битумоминеральных смесей [1]. Мировая практика применения асфальтового лома старых покрытий показывает, что такие страны, как США, Англия, Германия и Франция, повторно используют весь переработанный материал (100%), Япония, Чехия и Словакия - 80%, Венгрия - 60% и Польша - 50%.

Как показывают результаты многочисленных исследований, при переработке асфальтобетонного лома и его повторном использовании, содержащиеся в нем минеральные составляющие, сохранившие на своей поверхности пленку асфальтового вяжущего, обнаруживают свойства, характерные для активированных материалов [2]. Повторное применение старого асфальтобетона в дорожном строительстве позволяет уменьшить дефицит кондиционных минеральных и вяжущих материалов, сократить расходы на их перевозку, способствует решению проблем утилизации асфальтобетонного лома и охраны окружающей среды.

В данной работе проведены исследование влияния количества АГ и технологии его подачи на свойства асфальтобетонов, на примере крупнозернистых пористых асфальтобетонных смесей и мелкозернистых плотных смесей типа «А», по специальной программе. Моделировался процесс приготовления асфальтобетонной смеси в смесительной установке АБЗ. С этой целью АГ вводили на каменный материал, нагретый до специально рассчитанной температуры, зависящей преимущественно от его влажности и количества (рис.1) [3,5,6], позволяющей до требуемой степени разогреть фрезерованный асфальтобетон и в то же время сохранить вяжущее, находящееся в нем не состарившимся и не пережженным. При данных температурах агломераты фрезерованного асфальтобетона распадаются на составные части и равномерно распределяются в общей массе смеси. Необходимо учитывать, что мелкодисперсный заполнитель уже обработан битумным вяжущим, это значительно облегчает процесс перемешивания смеси, а так же позволяет снизить водонасыщение материала [4,10]. Согласно результатам исследований Лукашевича В.Н., для предотвращения избирательной фильтрации легких углеводородных компонентов битумного вяжущего в поры минерального заполнителя, желательно применение двухстадийной технологии обработки минерального материала вяжущим. Это связано с тем, что при исследовании разреза щебенки из гранита, обработанного битумом, установлена адсорбция компонентов нефтяного битума. Таким образом, использование АГ в качестве элемента заполняющей части смеси позволяет предотвратить избирательную фильтрацию компонентов битума в поры минерального материала, т.к., по сути, является особым видом двухстадийной технологии обработки минерального материала вяжущим [9,10].

Проведенные исследования показали, что для обеспечения хорошего качества, а также стабильных и высоких физико-механических показателей необходимо ограничить количество добавляемого АГ – не более 20% от массы минерального материала при холодной подаче АГ на разогретый каменный материал и не более 30% при подаче предварительно нагретого АГ. Также необходимо следить за влажностью АГ, т.к. ее увеличение при подаче холодного АГ ведет к значительному повышению температуры нового минерального материала, и приводит к высоким энергетическим затратам.

 

Рис. - 1. - Значения температуры минеральных материалов в зависимости от количества асфальтогранулята в сухом состоянии

На рисунке 2 и в таблицах 1,2, показаны физико-механические свойства мелкозернистого плотного асфальтобетона типа А и крупнозернистого пористого асфальтобетона, с добавкой АГ, при его горячей и холодной подачах.

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы:

- снижение показателей водонасыщения и повышение коэффициента водостойкости можно объяснить тем, что в асфальтогрануляте уже содержатся, зерна обработанные вяжущим. Так же по данным А.С. Колбановской в процессе поликонденсации возрастает адсорбция битума, по мере старения асфальтобетона увеличивается, что способствует увеличению водостойкости. Следует отметить более интенсивное повышение водостойкости при предварительном прогреве АГ;

- с увеличением количества асфальтогранулята наблюдается снижение показателей предела прочности при сжатии при 0 °С и трещиностойкости. Это связано с увеличением количества состарившегося вяжущего в составе асфальтобетона;

- увеличение количества асфальтогранулята, ведет к падению коэффициента внутреннего трения, наблюдается повышение показателя коэффициента сцепления при сдвиге при температуре 50 °С, в результате повышения вязкости битума за счет объединения нового и старого вяжущего.

Таблица № 1

Физико-механические показатели горячей крупнозернистой пористой асфальтобетонной смеси с добавлением 35% асфальтогранулята

Наименование показателей

Требования

ГОСТ 9128-2009

Горячая подача

Холодная подача

Средняя плотность, г/см3

Не нормируется

2,390

2,383

Водонасыщение, % по объёму

От 4.0 до 10.0

4,1

5,2

Предел прочности при сжатии, МПА,

 

 

 

при 50 0С

Не менее 0,9

1,43

1,5

Коэффициент водостойкости

Не менее 0,7

0,96

0,94

Таблица № 2

Физико-механические показатели плотной асфальтобетонной смеси типа «А» с применением 35% асфальтогранулята

Наименование показателей

Требования

ГОСТ 9128-2009

(III ДКЗ)

Горячая подача

Холодная подача

Средняя плотность, г/см3

Не нормируется

2,426

2,411

Водонасыщение, % по объёму

От 2,0 до 5,0

3,42

4,07

Предел прочности при сжатии, МПА,

 

 

 

при 0 0С

Не более 11,0

8,51

8,27

при 20 0С

Не менее 2,5

4,35

4,58

при 50 0С

Не менее 1,0

1,58

1,29

Коэффициент водостойкости

Не менее 0,85

0,90

0,81

Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при 0 0С, МПА

От 3,5 до 6,0

3,89

4,58

коэффициент внутреннего трения, не менее

сцепление при сдвиге, не менее

0,870,25

0,830,32

0,820,28

- с увеличением количества асфальтогранулята, наблюдается возрастание показателя предела прочности при сжатии при температурах 20 и 50°С. Для асфальтобетонных смесей с горячей подачей асфальтогранулята характерны более высокие значения физико-механических показателей, что обусловлено лучшей обволакиваемостью и однородностью в процессе перемешивания;

а) б)

в)

Рис. 2. а) Водонасыщение; б) Предел прочности при 50 °С;

в) коэффициент водостойкости асфальтобетона типа «А» с различным количеством АГ

Минеральные материалы, содержащиеся в АГ, обладающие меньшей собственной шероховатостью совокупно с высокопрочным вяжущим уменьшают угол внутреннего трения;

С введением в состав заполняющей части АГ, в пределах до 20-30% масс, позволяет повысить теплостойкость смесей, сократить водонасыщение повысить прочность при сжатии при 200С и 500С.

Использование асфальтогранулята для приготовления асфальтобетонных смесей эффективно и целесообразно, так как с одной стороны, позволяет получить значительную экономию дорожно-строительных материалов, с другой стороны обеспечивает высокую водо- и теплоустойчивость асфальтобетонных смесей, приготовленных на его основе.

Литература:

1.Костельов, М.П. Технология холодного ресайклинга способна быстрее, дешевле и больше ремонтировать покрытий на дорогах России. //Дорожная Техника. – 2004. - № 3. - с. 98-102.

2. Бахрах Г.С. Свойства асфальтогранулобетона (АГБ) – продукта холодной регенерации дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием / Г.С. Бахрах // Науч.-техн. информ. сб. / Информавтодор. – М., 1999. – Вып. 12. – 32 с.

3. М VAG «Руководство по применению асфальтобетонной крошки» - FGSV Verlag, Кельн -2000г.

4. Epps, J. A., R. L. Terrel, D. N. Little, and R. J. Holmgreen. Guidelines for recycling asphalt pavements. Journal of the Association of Asphalt Paving Technologists, Vol. 49, 1980, pp. 144-176.

5. Symposium Recycling of Asphalt Pavement. Journal of the Association of Asphalt Paving Technologists, Vol. 49, 1997, pp. 685-802.

6. Kanhal, P.S., R.B. Mallick. Development of Rational and Practical Mix Design System for Full Depth Reclaimed (FDR) Mixes. University of New Hampshire. Final Report, 2002, pp.1-103.

7. СТБ 1705-2006 г. «Асфальтогранулят для транспортного строительства. Технические условия» - Минск, 2006г.

8. Wilson G., Williams G. Pavement bearing capacity computed by theory of layered systems // Proc. ASCE. - New York, 1950. - Vol. 76. -№ 16, pp. 85-98.

9. Сюньи Г.К. Регенерированный дорожный асфальтобетон./ Г.К. Сюньи, К.Х. Усманов, Э.С. Файнберг - М.: Транспорт, 1984. - 118 с.

10. Алиев A.M. Регенерация асфальтобетона./А.М.Алиев - Б.: Азернешр, 1985.- 275 с.164

Телефон:

+7 (812) 380-94-82

+7 (911) 975-19-38

Image